Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка.
Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо – эмоционального развития непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: « Мама сказала…», «Папа велел» и т.д. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое и подвергают сомнению, ставя психологические зашиты к установкам. Они не пускают в своё подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. (н-р: «курить вредно», «хочу и курю»). Дети этого сделать не могут. Поэтому многие из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение.
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно.
Задумывались ли вы, взрослые какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути?
Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребёнку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки |
Позитивные установки |
|
Сказав так: |
Подумайте о последствиях |
И вовремя исправьтесь |
Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить «Горе ты моё» «Плакса-вакса, нытик!» « Вот дурашка, всё готов раздать…» «Не твоего ума дело…» « Ты совсем, как твой папа ( мама) «Ничиго не умеешь делать, неумейка!» « Неряха, грязнуля!» «Уйди с глаз моих, встань в угол!» «Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!» «Всегда ты не вовремя, подожди…» «Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» |
Замкнутость, отчуждённость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению Чувство вины, низкая самооценка, конфликты с окружающими. Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, повышенное эмоциональное напряжение. Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость. Идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, безынициативность, низкая мотивация к достижению Чувство вины,страхи, рассеянность, невнимание к себе, и своей внешности Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. Отсутствие самоконтроля, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. |
« Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!» «Счастье моё, радость моя!» « Поплачь, станет легче» «Молодец, что делишься с другими!» « А ты как думаешь?...» «Папа у нас замечательный!» «Мама у нас умница» «Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!» «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» « Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!» « Смелее ты всё можешь сам!» « Давай я тебе помогу!» «Держи себя в руках, уважай людей!». |