Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» для воспитанников разновозрастной группы.
Тема: «Берегите воду»
Цель: формировать представление о значении воды в нашей жизни. Программные задачи:
Формировать представления детей о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку;
Развивать знания детей о круговороте воды в природе, дать понятие о кислотных дождях, о его вредности для живой и неживой природы, человека; Воспитывать бережное отношение к воде, приобщить детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечь к активным действиям по охране и экономному использованию воды.
Материал и оборудование: карточки с изображением крана с водой, кресла, муляж солнца без лучей по количеству пар детей: макеты ванной комнаты, цветной брусок, стеклянная посуда посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, термос с горячей водой, стекло, ноутбук, мяч, магнитная доска, фотоаппарат.
Предварительная работа: беседы с детьми, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций по теме «Ресурсосбережение», экскурсия по детскому саду, чтение стихотворений о воде, дидактические игры:
«Отгадай и сравни загадки о воде», «О двух братцах», «Разрезные картинки».
Методы и приёмы: игровой (словесная игра, проблемные и игровые ситуации)
Тип занятия – закрепляющий.
Развивающие образовательные методики и технологии: метод наглядного моделирования, методы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии.
I этап – вводный (организационный)
Игра-этюд «Подарим хорошее настроение» (фронтальная форма работы)
Цель: создание радостного настроения у воспитанников, развитие навыков вербального и невербального общения.
Сюрпризный момент. Рассматривание карты «Такая разная вода». (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
II этап – основной
Развивающая игра «Кому нужна вода?» (подгрупповая форма работы)
Цель: формировать умения воспитанников отгадывать загадки, называть предметы мебели, находить нужные картинки.
Словесная игра с мячом «Не боимся мы дождя» (фронтальная форма работы)
Цель: развитие речи, активизация словаря воспитанников.
Игровое задание «Содержание в чистоте» (работа в парах)
Цель: развивать конструктивные навыки, воспитывать умения работать в паре.
«Очень всем нужна вода»
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили
Влево, вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
Проблемная ситуация ««Что-то не то». Обсуждение содержания сказки- откуда появляется кислый дождь? Вредный он или полезный? -Можем ли мы помочь? (фронтальная форма работы).
Цель: активизация мыслительной деятельности воспитанников, творческого воображения.
Развивающая игра с использованием методов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ – технологии «Бином фантазии» (фронтальная форма работы)
Цель: развитие творческого воображения, мышления, связной речи воспитанников.
Игровое задание «Тайм-менеджмент» (работа в парах)
Цель: формировать бережливое мировоззрение у детей дошкольного возраста, развивать творческие способности.
Игровое задание с использованием метода наглядного моделирования «Пар – это тоже вода» (работа в парах, индивидуальная работа)
Цель: формирование умений рассказывать по схемам-моделям, развитие умения слушать друг друга.
III этап. Окончание занятия
Рефлексия «Солнечный лучик»
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Список используемых источников
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь; [Национальный институт образования]. –Минск: Национальный институт образования,2023-380с
- Казаручик Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/Г.Н. Казаручик. - Минск: Национальный институт образования,2014. -72с
- Петрикевич А.А. Весёлые игры по ознакомлению с природой (Серия «Умней-ка!»): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/А.А. Петрикевич. -Минск: Жасскон, 2012-40с.
- https://praleskared.by/wpcontent/uploads/2021/10/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0-%E2%84%962-2015.pdf