Управление образования Гомельского облисполкома
Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования»
Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования
Методические рекомендации
Гомель 2019
Р Е Ц Е Н З Е Н Т Ы Проректор по учебной работе государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» Блажко О.А., начальник учебно-методического отдела дошкольного и начального образования государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» Мельникова А.В.
Современные требования к составлению конспектов занятий с воспитанниками в учреждениях дошкольного образования / сост. Е. Н. Шутова, методист учебно-методического отдела дошкольного и начального образования Гомельского областного института развития образования. - Гомель, 2019. – 13 с.
© Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования», 2019
Основные требования к составлению конспекта занятия
Обучение на уровне дошкольного образования – целенаправленный процесс организации и стимулирования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного образования. Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образования включает в себя наряду с другими такое важное направление в работе, как проведение специально организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.
Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, регламентированная временем и местом в распорядке дня, соответствует возрастным особенностям детей. Важную роль здесь играет стимуляция и управление педагогом активностью ребенка. При этом освоение детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования.
Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования является не передача готовых представлений, умений и навыков, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.
По этой причине современные требования к качеству образовательного процесса в учреждении дошкольного образования актуализируют осознание необходимости обеспечения качества планирования и организации занятий с детьми.
В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:
обучающий (усвоение новых представлений);
цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;
закрепляющий (закрепление и систематизация накопленного опыта детей); цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений;
комбинированный (смешанный);
цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.
При составлении конспекта занятия важно определить его основные компоненты.
Наименование Образовательная область «Ребёнок и природа»
Возрастная направленность старший дошкольный возраст
Тема «Осень»
Программные задачи: образовательные (какие представления будем формировать); развивающие (что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций); воспитательные (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться)
Материал и оборудование: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.
Предварительная работа: экскурсия, наблюдение, чтение, просмотр и т.д.
Методы и приёмы:
Наглядный: наблюдение, рассматривание картин, игрушек, предметов, иллюстраций; демонстрация опытов; просмотр мультфильмов и др.
Словесный: беседа; объяснение; рассказы воспитателя, детей; чтение художественных произведений, вопросы, сравнение, пояснение, и др.
Практический: элементарные опыты, моделирование; продуктивная деятельность; упражнения, показ, выполнение определённых действий и др.
Игровой: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, роль; внезапное появление объекта; выполнение игровых действий; инсценировки, загадки; элементы соревнования; создание игровой ситуации; имитация голоса, движения и др.
Формы организации познавательной деятельности детей на занятии: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная, парная
Развивающие образовательные технологии: метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии «Бином фантазии»
В конспекте занятия целесообразно обозначать этапы работы,
например: I этап – вводный (3-5 минут)
II этап – основной (15-18 минут)
III этап – заключительный (2-3 минуты)
Продолжительность этапов зависит от типа занятия, возраста воспитанников и др.
Типичные ошибки при составлении конспекта занятия:
1. Конспект занятия носит описание монолога воспитателя. Редко можно увидеть в конспектах ответы детей на вопросы, которые их заставили мыслить, сопоставлять и т.д.
2. Недостаточно игр на активизацию мыслительной и речевой деятельности воспитанников.
3. Отсутствие проблемной ситуации на занятии.
4. Преимущество отдаётся фронтальной форме организации детей на занятии. 5. Не используются фрагменты развивающих образовательных технологий.
6. Крайне редко используются: приемы исследовательской деятельности детей (опыты, эксперименты); фрагменты развивающих образовательных технологий; электронные образовательные ресурсы.
7. После проведения занятий педагоги часто сталкиваются с проблемой самооценки занятия.
Список использованных источников
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 398 с.
2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с
3. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017 – 117 с.