«Алгоритм работы над песней
с детьми дошкольного возраста»
Подготовила
музыкальный руководитель
Жихарева Е.В.
Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые, общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека.
Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему виду искусства» и подчеркивал, что пение «первоначально и существенно, подобно разговору».
По сути, пение – это синтез слова и музыки
1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.
Методические приёмы подготавливают детей к целенаправленному прослушиванию песни:
• краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);
• пояснение непонятных слов;
• чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;
• разгадывание загадок, ребусов;
• вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.
Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.
2 этап – разучивание песни.
Задача этого этапа – создать атмосферу сопереживания данному произведению. Очень важно, при восприятии детьми музыки, развивать их воображение, эмоциональный отклик, мышление, суждение. Необходимо петь красиво, эмоционально чтобы заинтересовать детей новой песней.
После прослушивания песни проводится беседа с детьми о характере сочинения, его содержании, наиболее ярких средствах, которыми пользовался композитор, намечаются исполнительские приёмы. Анализ подготавливает детей к разучиванию песни и, в то же время, показывает, насколько внимательно они прослушали музыку и как глубоко её поняли, и помогает раскрыть художественный образ произведения.
На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому детям показываются приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение дается как распевание, перед пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, приобрести певческие навыки предлагаются в игровой форме.
Для того, чтобы дети быстро запомнили песню, используют уточнения («Эта песня легкая, ты её быстро запомнишь») и вопросы («Как начинается первый куплет?», «О чем поется во втором? «Какой куплет тебе нравится больше всего?», «Или припев?»).
Можно поиграть с детьми в «Подсказку»: спеть песню с остановками и ждать, когда дети подскажут слово, которое «забыла». Или предложить отгадать по губам слово, которое забыли дети. На последующих этапах разучивания следует обращать внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания.
3 этап – исполнение песни.
Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием «выступают» перед зрителями.
Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.