Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Использование ИКТ в образовательном процессе

Дата: 18 апреля 2022 в 14:38

Консультация для педагогов

«Использование ИКТ в образовательном процессе»

Подготовила:

                                                        заместитель заведующего

                                                        по основной деятельности

                                                        Кацелапова Татьяна Сергеевна

Современный мир невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий.

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие для достижения педагогических целей специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео).

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными:

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий:

возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельный подход к образовательному процессу;

индивидуализация образовательного процесса при сохранении его целостности;

создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Цель ИКТ – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Области применения ИКТ педагогами учреждений дошкольного образования:

1) Ведение документации:

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит анкетирование и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде, оформляет протоколы  и.т. Также, важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2) Методическая работа, повышение квалификации педагога:

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с детьми дошкольного возраста:

• создание мультимедийных презентаций;

• работа с ресурсами Интернет;

• использование готовых обучающих программ;

• разработка и использование собственных авторских программ.

3) Образовательный процесс:

Использование ИКТ в образовательном процессе - это, прежде всего:

• организация специальной организованной деятельности воспитанников;

• организация совместной деятельности педагога и детей;

• реализация проектов;

• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

В образовательном процессе педагог при использовании ИКТ может применять следующее оборудование:

• Телевизоры с DVD приставками

• Компьютеры

• Мультимедийный проектор

• Принтер

• Магнитофоны

• Интерактивная доска

• Видео- и фотокамера.

Компьютер легко входит в жизнь ребенка через игру. Игра — одна из форм практического мышления. В ней ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста компьютер обладает рядом преимуществ:

—        представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

—        несет в себе образный тип информации, понятный детям;

—        движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

—        проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером служат стимулом к познавательной активности детей;

—        предоставляет возможность индивидуализации обучения;

—        ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

—        в процессе деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

—        позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

—        компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ на занятиях:

—        помогает детям ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

—        овладеть практическими способами работы с информацией;

—        развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

— усиливать положительную мотивацию) обучения; развивать познавательную деятельность детей;

—        разнообразить занятия, на эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивать наглядность;

—        привлекает большое количество дидактического материала;

—        повышает объем выполняемой работы на занятии в 1,5 - 2 раза;

—        обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ребенку с применением разно уровневых заданий);

—        расширяет возможность самостоятельной деятельности;

—        формирует навык исследовательской деятельности;

—        обеспечивает доступ к различным справочным системам электронным библиотекам другим информационным ресурсам;

—        способствует повышению качества образования.

Большие возможности в образовательной деятельности предоставляет использование мультимедийных презентаций. Их использование позволяет успешно решить задачи и по здоровьесбережению детей: разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, когда ребенок следит глазами за движением предметов на экране.

Классификация существующих обучающих программ для детей дошкольного возраста:

Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

Простейшие программы по сенсорике, обучению чтению, математике, логике и др.

Игры-путешествия, «бродилки».

«Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.

АРТ - студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

При этом следует отметить, что использование ИКТ не заменяет использование других приемов и методов в работе с детьми, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка и педагога; тем самым, ускоряет процесс достижения положительных результатов в педагогической деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.