Самоанализ занятий.
При изучении качества образовательного процесса мы часто сталкиваемся с проблемой самооценки воспитателем занятия. Предлагаем вашему вниманию примерную «оценочную шкалу» занятия,которую можно использовать воспитателю для проведения самоанализа.Примерная шкала оценки занятия.
В помощь педагогам предлагаем примерный самоанализ занятия по теме «Зима» в соответствии с предложенными выше критериями.
При этом следует учесть, что успех педагога зависит от того, насколько он знает возрастные психологические особенности детей своей группы и как учитывает их в образовательном процессе.
Конспект занятия на тему «Зима» с использованием проблемно-игровой технологии (старшая группа)
Соответствие поставленных на занятии задач |
Задачи определены в соответствии с требованиями программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей старшегодошкольного возраста. Занятие характеризуется наличием триединой дидактической задачи: обучающей (уточнять и систематизировать представления о зиме, о жизниживотных зимой); развивающей (развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение ориентироваться на листе бумаги) и воспитательной (воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, желание заботиться о животных в зимний период) |
Создание условий для проведения занятия |
Подготовка к занятию включала подбор материала и пособий (мяч, картинки с изображением различных животных и птиц, различные предметы для игры «Теремок», карандаши, бумага). Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на тему «Зима» (беседы с детьми, рассматривание картин, чтение стихов, загадывание загадок, наблюдения в природе, за трудом взрослых, игровая деятельность детей). В индивидуальной работе с детьми использовались учебно-наглядные пособия серии «Умней-ка», «Мои первые уроки», «Экологическая мозаика» А.А. Петрикевич, «Мир вокруг меня» Д.Н. Дубининой. С учётом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов. Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещённость, подбор и расстановка мебели) |
Соответствие структуры занятия его задачам |
Структура занятия соответствовала его задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия. У детей уточнялись и систематизировались представления о сезонных изменениях в неживой природе, живой природе, жизни людей. На протяжении всего занятия использовались различные приёмы, направленные на привлечение внимания детей: во время чтения стихотворения — смена интонации голоса; во время проведения игр «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», чтобы дети не отвлекались и были готовы выполнить задание, мяч они получали не в порядке очерёдности, а выборочно. Ассоциативное мышление развивалось в игре «Теремок», упражнении «Умный карандаш», на физкультминутке. Развитию умения устанавливать причинно-следственные связи способствовала игра «Закончи предложение», ориентированию на листе бумаги — упражнение «Умный карандаш». Воспитательная задача также решалась во всех частях занятия. |
Реализация здо-ровьесберегаю-щего подхода |
Здоровьесберегающий подход обеспечивался посредством оптимальной длительности занятия (сокращалось количество вопросов; при потере интереса, активности детей их внимание переключалось на другой вид деятельности; сменялись позы детей на протяжении занятия: в первой части занятия они сидели на ковре, в играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение» стояли в кругу, в игре «Угадай-ка» сидели за столами, при решении проблемных вопросов стояли на ковре, во время физкультминутки постоянно меняли позу, в игре «Теремок» последовательно переходили с одного места на другое и т.д. На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: общение, игровая, музыкальная, познавательная и другие. Благоприятному эмоциональному климату способствовали демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений. |
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол) |
Индивидуально-дифференцированный подход реализован на занятии следующим образом: при проведении игр предложено первым выполнить задание детям с холерическим темпераментом, было предоставлено время на выполнение заданий детям-флегматикам, постоянно обращалось внимание на детей-меланхоликов, не уверенных в себе, застенчивых (похвала, одобрение, поддержка). Использование индивидуальных заданий позволило им проявить свои способности. При подборе картинок к игре «Угадай-ка», предложений в игре «Закончи предложение» были дифференцированы задания для детей с учётом уровня их развития |
Использование разнообразных форм организации детей на занятии |
На занятии предусмотрены индивидуальные и коллективные формы организации детей. В играх «Укрась слово», «Ты моя частичка», «Закончи предложение», «Теремок», упражнении «Умный карандаш» стимулировалась активность каждого ребёнка, каждый воспитанник выполнял индивидуальные задания. Использовались задания, предусматривающие самостоятельность детей при их выполнении. При прочтении стихотворения, решении проблемных вопросов стимулировалась активность всех детей одновременно. Целесообразное сочетание на занятии индивидуальных и коллективных форм организации деятельности создавали условия не только для обучения, но и для взаимообучения детей |
Эффективность используемых методов и приёмов для успешной реализации поставленных задач |
На занятии преобладают игровые методы, что способствует поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребёнка, обеспечению речевой, познавательной и творческой активности воспитанников. Игровые методы позволили уйти от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса. Кроме игровых методов использовались методы упражнений, проблемных вопросов. Для активизации мышления использовались наводящие вопросы, вопросы, требующие интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности. В процессе работы с детьми активно использовались приёмы: уточнение, пояснение, напоминание, художественное слово |
Реализация личностно-ориенти-рованного подхода |
Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в создании для каждого ребёнка ситуации успеха (посредством дифференциации задания), в обеспечении выбора материала в игре «Теремок», изображения в игре «Умный карандаш», права выбора содержания и способа деятельности, в поощрении каждого ребёнка в той или иной части занятия |
Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи» |
На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, внимания, активности, работоспособности отдельных детей при выполнении заданий; оказывалась поддержка каждому ребёнку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение — успешно справившемуся), проявлялось внимание к настроению, потребностям ребёнка, стимулирование к проявлению детьми своих чувств и мыслей. У детей формировались умения координировать свои действия в совместной деятельности, считаться с желаниями и потребностями другого, уметь выслушать взрослого и сверстника, устанавливать контакты в совместной деятельности |
Анализ деятельности детей на занятии |
Дана оценка поведению детей на занятии: их интерес, активность, работоспособность, желание помогать друг другу, адекватно оценивать себя |
-
- Рекомендации по организации и проведению интегрированных занятий.
- Как подготовить и провести занятие.
- Что должен знать воспитатель при организации занятий.
- Работа с семьёй.
- Написание плана образовательной деятельности в электронном варианте
- Организация наблюдений на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста
- Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
- Моделирование - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
- Ознакомление дошкольников с книжной графикой
- Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание центра ППД
- Основные подходы к планированию образовательной работы с детьми в соответствии с учебной программой дошкольного образования
- Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
- Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей дошкольного возраста
- Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
- Современные педагогические технологии, разработанные белорусскими авторами и рекомендуемые Министерством Образования Республики Беларусь
- Дыдактычная гульня - сродак развіцця беларускага маўлення дашкольнікаў
- Использование ИКТ в образовательном процессе
- Знакомство с особенностями ДПИ в процессе дидактических игр
- Дыдактычная гульня на занятках па развіццю беларускага маўлення і маўленчых зносін
- Трудовая деятельность дошкольников