Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

«Технология интегрированного занятия  в учреждении дошкольного образования»

Дата: 18 марта 2021 в 12:26

  Методические рекомендации                

«Технология интегрированного занятия

 в учреждении дошкольного образования»

  Одним из принципов, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования является принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержания в разных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, музыкальной). Одна из форм осуществления этого принципа в учреждении дошкольного образования, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества в игровой деятельности – интегрированные занятия.

      Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

    1.Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве

    2.  Форма  проведения  интегрированных  занятий  нестандартна,  интересна; снимается  утомляемость,  перенапряжение  воспитанников  за  счет переключения  на  разнообразные  виды  деятельности,  повышается познавательный интерес.

   3.   Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании  (современному  обществу  необходимы  высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в учреждении дошкольного образования).

4. За  счет  усиления  межпредметных  связей  высвобождаются  часы,  которые можно  использовать для развивающей деятельности воспитанников, для занятий сверх содержания учебной программы.

5. Интеграция  дает  возможность  для  самореализации,  самовыражения, творчества педагога. Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным  принципом  построения  содержания  и  приводит  к  такому  важному познавательному  результату,  как  формирование  целостной  естественно-научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.

         В  методической  литературе  по  дошкольному  образованию  нет  четкого определения  особенностей  комбинированных,  комплексных  и  интегрированных  видов занятий.  Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

         Комбинированное  –  сочетание  разных  видов  деятельности  или  нескольких дидактических  задач,  не  имеющих  логических  связей  между  собой  (после рисования идет подвижная игра).

         Комплексное  –  реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных  связях  между  ними  (беседа  о  правилах  пожарной

безопасности  переходит  в  рисование  плаката  по  теме).  При  этом  один  вид

деятельности  доминирует,  а  второй  его  дополняет,  создает  эмоциональный

настрой.

         Интегрированное  –  соединяют знания из разных образовательных областей на  равноправной  основе,  дополняя  друг  друга  (рассматривание  такого понятия  как  «настроение»  через  произведения  музыки,  литературы,

живописи). На занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. Понятие «интегрированное  занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня. Интегрированные  занятия могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление.  В форме интегрированных  занятий целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух и более разделов.

         Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

        Наиболее эффективные методы и приемы, применяемые на интегрированном  занятии:

  • Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

  • Проблемные  вопросы,  использование  заданий  типа  «докажи»,  «объясни», «как ты узнал?» и др.

  • Разнообразные  речевые  дидактические  игры  для  знакомства  с  культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концетрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. Структура интегрированного занятия отличается от структуры обычного занятия.

                     Требования к структуре интегрированных занятий

  • Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

  • Продуманность  и  логическая  взаимосвязь  изучаемого  материала  разделов программы на каждом занятии.

  • Взаимообусловленность,  взаимосвязанность  материала  интегрируемыхпредметов на каждом этапе занятия.

  •   Большая  информационная  емкость  учебного  материала,  используемого  на занятии.

  •   Систематичность и доступность изложения материала.

      Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

  1. Вводная  часть.  Создается  проблемная  ситуация,  стимулирующая  активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

  2. Основная  часть.  Детям  даются  новые  знания,  необходимые  для  решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на  основе  содержания  разных  разделов  программы  с  опорой  на  наглядность, Параллельно  идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

  3. Заключительная  часть.  Детям  предлагается  любая  практическая  работа  (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Основная особенность интегрированного занятия

К основной особенности интегрированного занятии относится синтез:

 - содержания  изучаемого  материала,  теоретического  и  практического

обучения;

- предметов образовательного цикла между собой;

- деятельности двух и более педагогов и др.

Характеристика интегрированного занятия в зависимости от уровня интеграции:

- является одним из направлений межпредметной интеграции;

- имеет среднюю степень интеграции;

- структурирование  материала  осуществляется  через  горизонтальный

тематизм;

- форма имеет смешанную структуру.

- предметом  анализа  выступают  многоплановые  объекты,  сохраняется

самостоятельность  каждого  раздела  со  своими  целями,  задачами,

программой.

Педагогические возможности интегрированного занятия:

- формирование в единстве знаний и умений;

- коммуникативность  умений;

- повышение интереса к учению;

- снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущества интегрированных занятий:

- способствуют  повышению  мотивации  обучения,  формированию

познавательного  интереса  воспитанников,  целостной  картины  мира  и

рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в  большей  степени,  чем  обычные  занятия,  способствуют  развитию  речи,  

формированию  умения  воспитанников  сравнивать,  обобщать,  делать

выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

- углубляют  представление  о  понятии,   закономерностях,  связанных  с

понятием, расширяют кругозор;

- основываются  на  нахождении  новых  связей  между  фактами,  которые

подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

- эмоционально  развивают  детей,  т.к.  основаны  на  элементах  музыки,

живописи. литературы, пластики движения и др.

Закономерности интегрированного занятия:

- все занятие подчинено авторскому замыслу;

- занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;

- этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;

- отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;

- цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только

структурную, но и смысловую связанность.

Соблюдение  этих  закономерностей  позволяет  рассматривать  занятие  как

научно – деловое построение, в котором важны:

- комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;

- соотношение изученного и изучаемого;

- соединение отдельных зачетов в один общий.

Трудности проведения интегрированного занятия

- сложность отбора учебного материала;

- подробное структурирование занятия;

- проблема личной совместимости педагогов;

- общий подход к оценке знаний и умений детей;

- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогическая  и  методическая  технология  интегрированных  занятий

может  быть  различной,  однако  в  любом  случае  необходимо  их  моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей  –  проявление творческой активности педагога.

Методика подготовки интегрированного занятия

(рекомендации К.Ю. Белой по осуществлению интеграции в учреждениях дошкольного образования)

  1. Определить  образовательные области,  интегрирование  которых  целесообразно  и будет  способствовать  созданию  у  ребенка  целостного  представления  об объекте изучения.

  2. Проанализировать  и  отобрать  из  этих  областей  такое  содержание,  интеграция которого наиболее важна.

  3. Учитывать  программные  требования  и  возрастные  особенности  детейдошкольного возраста.

  4. Определить  одно  или  несколько  базовых  направлений  интеграциисодержания образования.

  5. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например,  тематический)  и  распределить  задачи  и  содержательный материал занятий в соответствии с ним.

  6. Продумать развивающие задачи.

  7. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки  с  конструированием  из  строительного  материала,  музыкальным оформлением  и  введением  в  активную  речь  детей  номинативной  и понятийной лексики).

  8. Использовать  большое  количество  разнообразного  наглядного  и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

  9. Использовать в работе с детьми методы  и приемы продуктивного характера (проблемные  ситуации,  логические  задачи,  экспериментирование, моделирование и т.д.).

  10. Учитывать  личностно-ориентированный  подход  в  процессе  построенияорганизации и проведения интегрированных занятий.

Учет  условий  при  планировании  и  организации 

интегрированных занятий

  1. Обязательный учет содержания учебной  программы дошкольного образования.

  2. В  интегрированном  занятии  объединяются  блоки  из  различных  предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.

  3. При  разработке  занятия  необходимо  выделить  главное  и  использовать  знания из  смежных  областей,  устранять  дублирование,  использовать  опережающее дифференцированные знания.

  4. При  планировании  требуется  тщательный  выбор  типа  и  структуры  занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

  5. Интеграция  способствует  снятия  напряжения,  перегрузки,  утомленности  детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.

  6. При  планировании  и  проведении  интегрированного  занятия  педагогамитребуется тщательная координация действий.

  7. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми  и  детьми  на  занятии,  учитывать  возрастные,  индивидуальные  и психологические особенности детей группы.

  8. На  интегрированных  занятиях  целесообразно  использовать  разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие образовательные области:

- музыкальная деятельность + ЭМП;

- обучение грамоте + ЭМП;

- развитие речи и культура речевого общения + обучение грамоте + художественная литература;

- ребенок и общество + музыкальная деятельность + искусство: рисование;

- ребенок и общество + физическая культура;

-ребенок и общество + музыкальная деятельность и т. д.

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012.

2. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. – Москва: Творческий центр, 2008.

Презентацию можно посмотреть перейдя по ссылке:

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/sad13rogachev/library/Презентация_Технология_интегрированного_занятия.ppt

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.