Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Готовим руки к письму

Дата: 9 августа 2021 в 11:19, Обновлено 9 августа 2021 в 11:20

В первом классе на детские руки ложится серьезная нагрузка. В процессе обучения учитель предлагает выполнить большой объем письменных заданий. Заранее позаботьтесь о развитии рук ребенка и подготовки к письму.
Плохой почерк у ребенка является чаще всего результатом слабого развития мелкой моторики рук. Ребенок слишком сильно давит на ручку или карандаш, что может привести даже к разрыву листа бумаги или поломке грифеля карандаша.
Дети с плохим почерком как правило не любят рисовать, а письменные задания выполняют с неохотой.
Ни в коем случае не заставляйте ребенка переписывать задания, которые выполнены не аккуратно. Не ругайте его, не наказывайте за неровные буквы, которые получаются разного размера. Так можно завести ситуацию в тупик - у ребенка может и вовсе пропасть вера в свои силы.

КАК НАДО СИДЕТЬ ПРИ ПИСЬМЕ?

  • сидеть прямо
  • опираться спиной на спинку стула
  • не опираться грудью на стол
  • ноги держать прямо, стопы на полу или подставке
  • туловище, голову, плечи держать ровно
  • обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола
  • придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

КАК ПОМОЧЬ НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЛЕВОРУКОМУ РЕБЕНКУ?

 Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  • нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо
  • особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо
  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы)
  • очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком
  • несколько раз выполнить движение в замедленном темпе
  • попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать
  • выполнить все задания в медленном темпе.

Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо:

  • ручка должна составлять одну линию с рукой
  • рука при этом должна располагаться под линией письма
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме. 

         Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,-  на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки, бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20%  и сдвинута влево от центра тела;

  • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости
  • свет при письме падает справа

ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕТРАДИ ПРИ ПИСЬМЕ.

         Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. 

         Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. 

         Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ?

         Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.       

         Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

         Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. 

         Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДЛЯ НАВЫКА ПИСЬМА ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ:

  • копирование картинок на бумагу с прозрачными свойствами
  • книжки-раскраски (при раскрашивании эффективнее использовать цветные карандаши)
  • копирование, рисование орнаментов и узоров
  • лепку из пластилина, глины, солёного теста
  • аппликации способом отщипывания
  • застегивание/ расстегивание кнопок, пуговиц различной величины
  • нанизывание бус
  • самомассаж рук.

Действительно, подготовка руки к письму эффективно подкрепляется самомассажем рук. Сначала родители могут сами делать или показывать ребенку на себе массаж рук. Например, рекомендуется вот такой САМОМАССАЖ РУК ребенка. Он достаточно простой, но при этом абсолютно действенный.

  • Подушечки 4-х пальцев правой руки устанавливаем с тыльной стороны ладошки в основании пальцев левой руки. Затем пунктирными движениями смещаем кожу к лучезапястному суставу. То же самое проделываем с другой рукой.
  • Предплечье, кисть левой руки располагаем на столе. Правой рукой массажируем тыльную сторону ладони левой руки. Проделываем то же самое, поменяв руки.
  • Предплечье, кисть левой руки располагаем на столе. Потом ребром ладони правой руки имитируем «пилу» по разным направлениям тыльной стороны левой ладошки. Проделаем то же самое, поменяв руки.
  • Сжимаем пальцы в кулак. Фалангами пальцев делаем движения «буравчика» на ладони руки, которую массажируем. Проделываем то же самое, сменив руку.
  • Сжимаем пальцы правой руки в кулак. Костяшками двигаем вверх и вниз по ладони противоположной, левой руки. Проделываем теперь то же самое, сменив руку.
  •  Делаем самомассаж пальцев рук. Предплечье, кисть левой руки располагаем на столе. Сгибаем указательный, средний пальцы правой руки. Теперь делаем хватательные движения на всех пальцах левой руки. Проделываем то же самое, сменив руку.
  • Растираем ручки как замерзшие.
  • Кладем подушечку большого пальца правой руки на тыльную сторону фаланги пальца левой руки. Массируем спиралевидными движениями.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.