1. Дидактическая игра:
«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».
Цель игры: развитие способностей отгадывать загадки, развитие мышление и воображение детей.
Оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.
Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.
Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.
Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:
1. а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)
2. а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)
3. а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)
б) в гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)
4. а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)
5. а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)
б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)
6. а) Еду, еду - следу нету. Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА)
б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)
7. а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)
б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)
8. а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,
С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)
б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)
9. а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)
б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД
10. а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.
А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ)
б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан (ИНЕЙ)
2. Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде».
Цель игры: развитие способностей отгадывать загадки, развитие мышление и воображение детей.
Оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках.
Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.
Описание игры: Воспитатель напоминает детям о свойстве воды, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая картинка (рисунок) ставится к изображениям.
Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов.
- В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.
(ПРОРУБЬ)
- Шуба нова, на подоле дыра. (ПРОРУБЬ)
- Растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)
- С неба звёзды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много-много звёздочек тонких, как стекло. Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).
- Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты. Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке. Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)
- На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)
- Лежал, лежал, да и в реку убежал. (СНЕГ)
- Вился, вился целый рой, сел на землю, стал горой. (СНЕГ)
- Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ) - Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)
11) Мостится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)
12) По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешков течёт вода. (ТУЧИ)
- Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)
- Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)
15) На дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)
16) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)
17) Сито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг. (НЕБО И СНЕГ)
18) Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)
19) Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,
ОЗЕРО)
20) Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи. Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)
- Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)
- Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)
- В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)
25) Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)
- Пушистая вата плывёт куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.
(ОБЛАКО) - Без пути и без дороги ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)
28) Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.
И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)
29) На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.
В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)
- Дидактическая игра: «О двух братцах».
Цель игры: развитие способностей отгадывать загадки, развитие мышление и воображение детей.
Оборудование: Волшебная коробочка с двумя одинаковыми человечками и подписью «Два братства». Картинки: берега реки, очки, глаза, велосипед, гром и молния, дождь и снег, солнце и луна, лёд и прорубь, резиновые сапоги.
Правила игры: В загадках говорится о действиях «двух братцев». Братцев «двое», причём, они могут быть похожи и совершенно различны.
Описание игры: Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в волшебную коробочку. При правильном ответе из коробочки достаётся соответствующий рисунок.
Дети отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Потом сравнивают загадки о разных «братцах». Загадки:
- Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (ОЧКИ)
- Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (ГЛАЗА)
- Два братца по небу гуляют: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (ГРОМ И МОЛНИЯ)
- Два братца по небу гуляют, один днём, другой ночью. (СОЛНЦЕ И ЛУНА)
- Два братца в одном в одном домике живут, но один белый, а другой прозрачный. (СНЕГ И ДОЖДЬ)
- Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (ВЕЛОСИПЕД)
- Два братца зимой родятся; у одного братца в круглом оконце днём стекло разбито, ночью другой братец его вставляет. (ЛЁД И ПРОРУБЬ)
- Два братца топают по лужам, если дождик на дворе,
Если солнышко сияет, то под вешалкой стоят. (РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ)
9) Два брата в воду глядят, век не сойдутся. (БЕРЕГА РЕКИ)
10) Два братца родных, два сына воды, друг друга не видят,
Почти никогда не встречаются. Один приходит летом, а другой - зимой. (ДОЖДЬ И СНЕГ)
4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»
Цель: Формирование умения определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.
Описание игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»
Правила игры: Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.
Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.
5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».
Цель: закрепление знаний о плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Оборудование: мяч
Описания игры: Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
6. Дидактическая игра: «Зверь рыба, птица, небылица».
Цель: закрепление знаний о животных леса, луга, водоёмов.
Описание игры: Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».
Цель: закрепление знаний о водоёмах: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), и обитателей этих водоёмов.
Оборудование: Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80 частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую.
Описание игры: Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.
8. Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»
Цель: закрепление знаний о растительный мире и обитателей водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов).
Оборудование: разрезанные картинки водоемов и их обитателей.
1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.
2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.
9. Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»
Цель: закрепление знаний о части тела рыб и других обитателей водоёмов.
Оборудование: разрезанные картинки с частями тела рыб и обитателей водоёмов.
Описание игры: Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов.
10. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».
Цель: закрепление знаний о части тела рыб и других обитателей водоёмов.
Оборудование: литы бумаги и карандаши
Описание игры: Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одного рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его
11. Дидактическая игра: «Определи по контуру».
Цель: закрепление знаний об обитателях водоёмов, учить определять по контуру.
Оборудование: картинки
Описание игры: Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.
12. Дидактическая игра: «Определи по тени».
Цель: формировать умение определять обитателей водоёмов по тени.
Оборудование: теневые картинки
Описание игры: Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его
- Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепление знаний о воде, о водоёмах и их обитателях.
Оборудование: ромашка
Описание игры: Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
1.Что такое вода? (Жидкость)
2. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
6. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
7. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
8. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
9. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
10. Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных)
Словесная игра «Да-нет»
Цель: уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.
Игровые действия: на зачитанное высказывание педагога отвечать «да», если согласны с высказыванием или «нет»- если не согласны.
Материал: конверт, карточки с высказываниями, предложениями.
Ход игры
- Уходя, нужно выключать свет?
- Можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?
- Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?
- Нельзя сушить на батарее одежду и бельё?
- Надо оклеивать окна на зиму?
- Надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?
- Когда находишься дома, надо включать все электроприборы?
- Надо пользоваться энергосберегающими лампочками?
- Нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?