Памятка по организации прогулки в учреждении дошкольного образования
Прогулка - важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования.
Цели прогулки:
§ укрепление здоровья;
§ профилактика утомления;
§ физическое и умственное развитие детей;
§ восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
§ оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
§ способствовать повышению физического развития детей дошкольного возраста;
§ оптимизировать двигательную активность детей;
§ способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.
Виды прогулок:
§ на участке учреждения дошкольного образования;
§ пешеходные прогулки за пределы участка (дети старшего дошкольного возраста на расстояние до двух километров).
Требования к содержанию прогулки на участке учреждения дошкольного образования:
§ наблюдение;
§ двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения;
§ трудовая деятельность;
§ индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
§ самостоятельная деятельность детей.
Последовательность структурных компонентов прогулки:
(может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия)
• если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения;
• если до прогулки было занятие по физической культуре или музыкальной деятельности, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры;
• каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей;
• содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
Организация наблюдений:
Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает:
§ оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
§ приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
§ приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Организация двигательной деятельности:
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
§ в младшей группе – 6-10 мин,
§ в средней группе – 10-15 мин,
§ в старшей группе – 20-25 мин.
Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований.
К спортивным упражнениям относятся:
§ катание на санках,
§ на лыжах,
§ катание на велосипедах, самокатах.
К спортивным играм относятся:
§ городки,
§ баскетбол,
§ бадминтон,
§ настольный теннис,
§ футбол, хоккей
Самостоятельная двигательная активность:
§ характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
§ индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием);
§ в зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались;
§ организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия;
§ не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений;
§ особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры;
§ игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Организация индивидуальной работы:
в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по:
§ познавательному
§ социально-нравственному и личностному
§ физическому
§ эстетическому развитию детей.
С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
Трудовые поручения:
воспитатель привлекает детей:
§ к сбору игрушек
§ оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки
§ уходу за растениями и т.д.
В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей:
§ обеспечить им полную безопасность
§ научить использовать пособия в соответствии с их предназначением
§ осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.
Подготовила
Кацелапова Татьяна Сергеевна
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Ясли – сад № 21 г. Гомеля»